ООО "Транспортная Группа "Русская Тройка"

 

(812) 493-23-67 (812) 982-55-06
info@tgrt-spb.ru Карта проезда

 

Коллектив нашей компании, объединяющий специалистов высокой квалификации, ориентирован на решение самых сложных задач с максимальной выгодой для клиентов, интересы которых Транспортная Группа «Русская Тройка» ставит превыше всего.

Что выгоднее страховать, грузы или ответственность?

 

Данный вопрос мы рассматриваем, чтобы грузовладелец обладал ясным пониманием того, чем страхование груза отличается от страхования ответственности экспедитора (перевозчика), избежав в дальнейшей работе ошибок, способных привести к весьма серьезным последствиям.

Для начала выслушаем мнение по данному вопросу исполнительного Вице-президента Группы «Ренессанс страхование» Наталии Карповой:

    «Нередко грузовладельцы ошибочно считают, что полис страхования ответственности перевозчика, может защитить их от всех возможных убытков. При этом ни перевозчик, ни экспедитор не несут ответственности за повреждения груза, если докажут, что его утрата, или повреждение произошли по независящим от них обстоятельствам. Кроме того, лимит ответственности перевозчика (сумма, на которую он застрахован) не всегда позволяет компенсировать стоимость ущерба в полном объеме. В результате страхование непосредственно груза остается единственным инструментом, позволяющим максимально защититься от непредвиденных убытков».

 

Как Вы заметили, ключевой фразой этого утверждения является то, что при страховании ответственности экспедитора (перевозчика) страховое возмещение может быть выплачено только в случае наличия вины экспедитора (перевозчика) в ущербе, причиненном грузу. Если же ущерб был причинен, например, в результате противоправных действий третьих лиц (кража, грабеж, разбой), то данное обстоятельство уже не подпадает под действие полиса страхования ответственности. В подобных случаях страховое возмещение можно получить лишь по договору страхования груза, так как выплаты в этом виде не зависят от виновности или невиновности кого-либо, а страховая сумма устанавливается, исходя из стоимости груза, а также расходов, связанных с его перевозкой.

Это основное отличие вышеприведенных видов страхования ,есть и другие немаловажные детали:

    Зачастую, обращаясь за договором страхования ответственности экспедитора (перевозчика), транспортное предприятие не обращает внимания на финансовую составляющую данного вида страхования. Необходимо учитывать, что страховые взносы, уплачиваемые предприятием по данному виду страхования, не включаются в состав расходов, связанных с производством/реализацией, то есть платятся из прибыли (ст. 263 «Налогового кодекса РФ (часть вторая)» в редакции от 27.11.2001 г.).

 

Теперь подробно разберем преимущества страхование грузов:

Согласно ст. 263 ч.2 «Налогового кодекса…» расходы на добровольное страхование грузов включаются в расходы, связанные с производством и реализацией, то есть относятся на себестоимость. Договором страхования груза, как правило, предусматривается страхование по категории «С ответственностью за все риски». По договору страхования, заключенному на подобных условиях, возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, то есть от любых случайностей и опасностей перевозки. Страхование груза производится на его действительную стоимость.

В большинстве случаев страховая компания, выплатив страховое возмещение Выгодоприобретателю, отказывается от права требования возмещения к Страхователю (перевозчику/экспедитору). Исходя из вышеизложенного, страхование перевозчиком груза по поручению и за счет заказчика (владельца груза) является неоспоримо выгодным для самого перевозчика.

А теперь о едва ли не самом главном аспекте рассматриваемой проблемы:

Договор страхования ответственности перевозчика или экспедитора предполагает выплату страхового возмещения потерпевшему лицу, которому перевозчик причинил вред в результате нарушения договора перевозки. В статьях 931 и 932 ГК РФ законодателем страхование ответственности разделено на два вида:

- страхование ответственности за причинение вреда (по основаниям, предусмотренным статьёй 1064 ГКРФ)
- страхование ответственности по договору (по основаниям, предусмотренным главой 25 ГК РФ).

В случае, когда страхуется ответственность перевозчика или экспедитора за вред, который причинен грузовладельцу (повреждение, порча, утрата груза, выдача неправомочному получателю и прочими неумышленные действия перевозчика), на страхование берётся риск наступления гражданской ответственности страхователя за нарушение договора перевозки. Таким образом, налицо страхование ответственности по договору (статья 932 ГК РФ). В силу п.1 статьи 932 ГК РФ, страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время законом № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Уставом автомобильного транспорта РСФСР не предусмотрена возможность страхования ответственности перевозчика или экспедитора по автомобильным или железнодорожным перевозкам. Допускается лишь страхование ответственности морского перевозчика (статья 249 КТМ РФ) и страхование ответственности воздушного перевозчика (статья 134 Воздушного кодекса РФ). То есть в случае, когда заключен договор страхования ответственности перевозчика (экспедитора) за нарушение договора перевозки (экспедиции) автомобильным или железнодорожным транспортом имеет место несоответствие такого договора страхования пункту 1 статьи 932 ГК РФ. В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В данном случае ничтожным признается договор страхования ответственности грузоперевозчика или экспедитора, следовательно, выплата страхового возмещения по такому договору производится неправомерно и не может быть признана страховой выплатой с вытекающими из этого налоговыми и гражданско-правовыми последствиями.

В подтверждение вышеизложенного предлагаем ознакомиться с данным документом.

Поддержка нашей организации ведущими железнодорожными компаниями-операторами и собственниками подвижного состава, основным из которых является ОАО «Дальневосточная Транспортная Группа» (ОАО «ДВТГ»), в собственности которого находится порядка 12500 единиц подвижного состава (полувагоны, цистерны, фитинговые платформы, 20- и 40-фут. контейнеры, локомотивы), наличие собственных автомобилей-контейнеровозов, опробованные эффективные транспортно-логистические схемы доставки грузов и квалифицированный персонал позволяют обеспечивать сервис самого высокого качества по доступным ценам.


Санкт-Петербург, Звенигородская ул., дом 9-11 О компании Услуги Контакты Обратная связь Информация о ценах

Rambler's Top100